Цвет в интерьере: теория и практика

Если в вашем доме тоскливо, скучно, однообразно – скорее всего, вы неправильно подобрали цветовую палитру. Грамотное колористическое решение интерьера – это 90 процентов успеха вашего дизайн-проекта.

Пример  удачного яркого сочетания цветов в интерьере, коллекция интерьерного текстиля CHRISTION LACROUX
На фото: Пример удачного яркого сочетания цветов в интерьере, коллекция интерьерного текстиля CHRISTION LACROUX

Цвет имеет огромную силу, именно от него зависит и впечатление от интерьера в целом и ваше настроение. Принято приписывать цветам определенные свойства. Считается, что зеленый – расслабляет, красный должен возбуждать, а синий – успокаивать, но это лишь теория. На практике, очень многое зависит от оттенков, а также от яркости цвета и его насыщенности. Теории о цвете – плод работы гениальных художников. Они анализировали палитру со всех точек зрения, делая, порой, неожиданные выводы.

Главное, что нужно знать о цветах

Локальные красный, синий и желтый – считают основными цветами в силу того, что их нельзя получить, смешивая какие-либо другие краски, зато от их слияния образуются все остальные цвета и оттенки.

Нейтральная цветовая палитра, оттенки дерева и песка, ковер из коллекции Vegetal, NANIMARQUINA
На фото: Нейтральная цветовая палитра, оттенки дерева и песка, ковер из коллекции Vegetal, NANIMARQUINA

Дополнительными принято считать оранжевый, который получается при соединении красного с желтым, зеленый – результат смешения желтого и синего, и фиолетовый, образующийся из синего и красного.

Дополнительными также называют тона, которые стоят друг против друга в цветовом круге. С помощью такого круга легко подобрать удачные цветовые сочетания.

Собственно, чтобы подобрать оттенки любого цвета – можно смешивать базовые (основные) цвета в различных пропорциях. Это легко проверить, купив три банки краски (красную, синюю и желтую) и соединяя их в разных количествах между собой. По мнению многих художников и дизайнеров, такой способ подбора нужного оттенка до сих пор остается одним из самых простых и удобных, наряду с выбором оттенка с помощью пантона или его аналогов.

В середине прошлого века американская компания Panton Inc выпустила своеобразный каталог оттенков в виде книжки, раскладывающейся веером. Пантон стал идеальным помощником графических дизайнеров. Каждый тон соответствует цифровому коду, так чтобы его удобнее было использовать при печати в типографиях.

Особняком стоят так называемые ахроматические цвета, которые в сущности, являются отсутствием цвета как такового: белый, черный и оттенки серого.

Ахроматическое сочетание, в центре внимания – бежевое кресло Carletta, MERITALIA
На фото: Ахроматическое сочетание, в центре внимания – бежевое кресло Carletta, MERITALIA

Локальной палитрой называется сочетание чистых цветовых пятен с четкими границами. Тональной – размытые оттенки со стертыми гранями. В качестве примера локальной палитры можно привести зрелые произведения Казимира Малевича. В качестве тональной – полотна Рембранта.

Как подобрать цветовую гамму?

Научный подход

Множество теоретиков живописи и искусствознания предложили свои версии правил, по которым можно грамотно сочетать цвета, не имея никакого особого чутья.

Ученые XIX века старались создать сугубо математическую схему, основанную на цветовом круге и определенных закономерностях. Рудольф Адамс, художник середины XIX века, изобрел «хроматический аккордеон». Это был своеобразный прибор, призванный выявлять самые гармоничные сочетания. Каждый из 24 секторов круга в свою очередь делится на 6 частей-оттенков – от самого светлого к самому темному. Дополняют круг 5 шаблонов с симметрично вырезанными отверстиями. Передвигая шаблоны, можно получать комбинации цветов – «симметричные аккорды». «Аккордеон Адамса» можно использовать и сегодня, учитывая тот факт, что «симметричные аккорды» иллюстрировали точку зрения Адамса. По его мнению, в каждом сочетании должны так или иначе быть задействованы три основных цвета, темные и светлые оттенки и совсем немного локального (чистого) цвета.

Светло-серый фон также универсален, ковер Nomad, NANIMARQUINA
На фото: Светло-серый фон также универсален, ковер Nomad, NANIMARQUINA

Альберт Генри Менселл считал, что идеальная гармония возможна в основном в пределах одного тона – от более насыщенных его оттенков до менее насыщенных. Он создавал удачные однотонные сочетания – или сочетал цвета соседних секторов круга, играя с интенсивностью оттенка. Например, желто-зеленый, по мнению Менселла, прекрасно «дружит» с зеленым. Менселл не признавал контрастов и объединял между собой, по большей части, близкие оттенки. Многие художники и ученые пытались определить закономерность, различные интервалы, по которым можно объединять секторы в цветовом круге.

Один из последних гениальных исследователей цвета, Василий Кандинский связывал цвет предмета или геометрической фигуры с его (ее) формой. Изучив все существующие теории можно выбрать ту, которая кажется вам самой грамотной.

Заимствование

Интересные сочетания цветов и оттенков можно подсмотреть на полотнах художников.

Черный или темно-серый могут быть прекрасным нейтральным фоном для любых ярких цветов, ковер из коллекции Vegetal, NANIMARQUI
На фото: Черный или темно-серый могут быть прекрасным нейтральным фоном для любых ярких цветов, ковер из коллекции Vegetal, NANIMARQUI

Для начала можно определиться с тем, чья живописная манера вам близка в целом. Это может быть сочная, яркая палитра, как у фовистов, или разбеленная импрессионистическая. Привлекательные «интерьерные» сочетания можно встретить на картинах Анри Матисса, Поля Сезанна, Марка Шагала, Караваджо, Веласкеса, малых голландцев или барбизонцев. Выбирайте живопись по вкусу и смело заимствуйте колористические решения.

Наблюдение

В природе нет неудачных сочетаний, здесь все гармонично и удачно. Наблюдение за тем, как устроен нерукотворный мир, дает широкие возможности для колориста.

Сочетание разбеленных цветов – пастельная палитра, ковры и пуфы из коллекции Сanevas, GAN
На фото: Сочетание разбеленных цветов – пастельная палитра, ковры и пуфы из коллекции Canevas, GAN

Природная гамма изменяется в зависимости от времени года, погоды и осадков, но всякий раз сочетания идеальны, даже если речь идет о ярких красках.

Георгий Пушкарев специально для roomish.ru
Использование материалов возможно только с разрешения администрации сайта с обязательным указанием источника активной индексируемой ссылкой.
Добавить комментарий

Последние статьи
Миниполис «Краски жизни»

На что похожа жизнь в миниполисе? Редакторы Roomish.ru спешат поделиться своими впечатлениями от поездки в «Радужный».

Читать далее

Вид экспозиции.

Обширная экспозиция, собранная на прошедшей в Русском музее выставке «Структуры», стала полем для исследования «нового формализма» 1960 - 2010-х.

Читать далее

Ковчег интерьер

Талантливые архитекторы уже много лет пробуют придумать такой дом, который можно не только построить за считанные дни, но и перевезти на новое место в случае необходимости. Попросту – собрать и...

Читать далее

pascal_cuisiner

На Design Miami/Basel 2017 были представлены почти пятьдесят галерей из одиннадцати стран, продемонстрировавших дизайнерские предметы от начала ХХ века до самых последних новинок.

Читать далее

Часы Alessi

Топ-10 самых ярких и необычных новинок, представленных на зимней сессии парижской выставки Maison&Objet 2017, по версии журнала Roomish.ru.

Читать далее